Поскольку в каноне о танцах сказано чуть меньше, чем ничего, то есть только то, что они были и были парные, мы будем исходить из реалий Европы XVI-XVII вв., до эпохи барокко. Традиции могут несколько различаться в разных государствах Золотых Земель. Мы исходим из того, что Дриксен в вопросах моды может несколько опережать Талиг, поэтому Талиг ориентируется в большей степени на XVI в., Дриксен - на первую половину XVII в.
В данном очерке не приводится подробных описаний конкретных танцев. Цель данной статьи - дать общую характеристику танцев, свойственных эпохе.
Общая характеристика танцев
В Золотых Землях распространены парные танцы без смены партнёров по ходу танца. Если смотреть по линии танца, дама стоит справа от кавалера. Если закрытые пары образуют круг, кавалеры стоят спиной к центру круга, дамы - лицом.
Ниже приводятся общие описания наиболее распространённых типов танцев.
Паваны
Павана - церемониальное шествие, медленное и торжественное. Размер - 4/4. Темп медленный. Танцуется на простых шагах.
Танцующие образуют колонну в открытых парах (оба партнёра стоят лицом по линии танца, кавалер держит даму за левую руку). Танец может содержать в себе различное число проходов вперёд, назад или в сторону от линии танца, обходы партнёров друг вокруг друга.
Паваны чаще всего открывали официальные балы. Основная задача этого танца - показать себя.
Гальярды
Гальярда - весьма задорный и энергичный танец. Размер 6/4. Темп достаточно быстрый. Гальярдный шаг состоит из небольших прыжков то на одной ноге, о на двух.
Танцующие пары образуют круг (все стоят левым плечом в центр).
Чётких схем гальярд не существует, это импровизационный танец. Существует также вариант гальярды, где кавалеры и дамы танцуют отдельно, без непосредственного контакта.
Очень часто гальярды следовали за паванами, которыми открывался бал.
Разновидность гальярды - вольта. Пары стоят бок о бок.
Этот танец считается весьма фривольным, поскольку включает прыжки с разворотом, во время которых дама высоко подпрыгивает и при повороте опирается о бедро кавалера.
Аллеманды
Аллеманда - шествие, но менее торжественное, чем павана. Размер - 4/4. Темп умеренный. Танцуется на простых шагах.
Танцующие образуют круг в открытых парах (все левым плечом в центр).
Танец может включать разное число проходов вперёд и назад по линии танца, расходы партнёров, повороты и перемены мест.
Бранли
Бранль - танец народного происхождения. Размер 4/4. Темп умеренный, по ходу танца может ускоряться.
Чаще всего танцующие образуют шеренгу или круг, в котором дамы и кавалеры стоят через одного. В некоторых бранлях круг образуют закрытые пары (партнёры стоят лицом друг к другу, кавалеры - спиной в центр, дамы - лицом).
Бранли разделяются на простые, смешанные и мимические (игровые). Простые и смешанные бранли состоят из чередующихся простых и двойных шагов и невысоких прыжков с выносом ноги (кик). В мимических бранлях присутствуют фигуры, специфичные для каждого конкретного танца.
Возможны также импровизации: один танцор ведёт цепочку, делая фигуры по своему желанию. Прочие танцующие повторяют те же фигуры во время следующего проведения.
Контрдансы
Контрданс - также танец народного происхождения. Размер 4/4. Темп может варьироваться от медленного до достаточно быстрого, чаще - умеренный. Танцуется преимущественно на простых шагах.
Контрдансы разделяются на две группы: на сеты по три пары и на неограниченное число пар.
Контрдансы, рассчитанные на сеты по три пары, состоят из трёх стандартных куплетов: первый - проход открытых пар вперёд-назад по линии танца; второй - партнёры сходятся сначала правыми плечами, затем левыми; третий - обход за руки по часовой стрелке, затем против часовой. Между куплетами танцуется припев, специфичный для каждого танца и включающий смену мест партнёров и пар, но в конце припева все танцующие доходят снова до своих мест.
В контрдансах на неограниченное число пар танцующие образуют единую колонну, в которой пары делятся на первые и вторые (нечётные и чётные). Все фигуры выполняются в четвёрках (находящиеся рядом первая и вторая пары образуют один сет). Фигуры в каждом танце варьируются, включая взаимодействие как со своим партнёром, так и с контрпартнёром (т.е. первый кавалер может танцевать со второй дамой, а второй кавалер - с первой дамой). К концу каждого проведения пары меняются местами: первые (нечётные) смещаются к хвосту зала, вторые (чётные) - к голове. Таким образом, каждое проведение контрпартнёры меняются.
Первая пара, дошедшая до конца колонны, пропускает одно проведение, а зачем продолжает танцевать как вторая. Аналогично вторая пара, достигшая головы колонны, пропускает одно проведение и вступает как первая.
Следует особо отметить, что таких танцев, как менуэт, кадриль, полонез, а тем более вальс, гавот, мазурка, полька, галоп в нашу эпоху ещё нет и близко. Вальсовая позиция (она же полечная) для той эпохи неприлично близкая.